Советы педагога-психолога

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ

несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

или эксплуатации,

Г. НОВОПОЛОЦКА

 

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

 

Обеспечение защиты

Отдел внутренних дел

Новополоцкого горисполкома

г. Новополоцк,

ул. Дзержинского, д.2

круглосуточно

8 (029) 324 27 02 8 (029) 598 40 05

 

Новополоцкий городской отдел Следственного комитета

г. Новополоцк,

ул. Ктаторова, д.1

пн - пт

с 09.00 до 18.00

8 (033) 399 80 33

«горячая линия» 8 (0214) 50 28 84

 

Медицинская помощь

УЗ «Новополоцкая центральная городская больница»

г. Новополоцк,

ул. Гайдара, д.4

пн - пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0214) 50 62 70

8 (0214) 50 63 53

 

8 (0214) 50 43 52

 

Центр здоровья молодёжи «Диалог»

 

г. Новополоцк,

ул. Калинина, д. 5

пн, чт 07.40-20.00

вт, ср 07.30-18.20

пт 07.30-16.00

8 (0214) 51 90 90

 

Центр здоровья подростков и молодежи «Надежда»

г. Орша, ул. Пионерская,15

пн, чт, пт

08.00-12.00

вт, ср 12.00-16.00

(80216) 51 17 21

 

Центр, дружественный подросткам «Откровение»

г. Полоцк,

ул. Е. Полоцкой, 18

пн-ср 08.00-16.30

чт, пт 08.00-18.20

8 (0214) 46 76 55

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г.Витебск, ул.Чкалова,

д.14 В

пн, вт, пт

14.00-20.00

ср, чт 08.00-16.00

8 (0212) 37 24 50

 

Предоставление временных мест пребывания

Детский социальный приют (для детей старше 3-х лет)

г. Новополоцк, ул. Калинина, д.14

круглосуточно

8 (0214) 51 90 52

8 (0214) 51 95 87

 

УЗ «Новополоцкая центральная городская больница» детское отделение городской больницы (для детей младше 3-х лет)

г.Новополоцк,

ул. Молодежная, д.2

пн - пт

с 08.00 до 17.00

 

 

круглосуточно

8 (0214) 50 55 94

8 (0214) 50 35 68

8 (0214) 50 24 32

 

8 (0214) 50 43 52

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», «кризисная комната» (для размещения родителей с детьми)

г. Новополоцк,

ул. Парковая, д.20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0214) 52 28 79

8 (0214) 52 46 88

 

8 (029) 598 40 05

 

 

Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Витебский район, п.Витьба,

ул. Центральная, д.1а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 69 29 89

8 (0212) 69 29 49

 

г.Витебск, ул. Чкалова, д.14в

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 61 44 36

8 (0212) 60 77 36

 

УЗ «Полоцкая областная психиатрическая больница»

г.Полоцк, ул.23 Гвардейцев, д.4а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0214) 77 30 68

8 (0214) 46 80 60

 

Новополоцкий психоневрологический диспансер

г.Новополоцк, ул.Гайдара, д.4

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0214) 50 94 74

8 (0214) 50 13 97

 

Оршанский психоневрологический диспансер

г.Орша,

ул. В.Ленина,

д. 38

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0216) 51 27 03

 

Психологическая помощь

ГУО «Социально-педагогический центр г. Новополоцка»

г. Новополоцк, ул. Калинина, д.14

пн 08.00-18.30

вт, чт 08.30-19.00

ср, пт 08.30 -17.00

8 (0214) 51 90 52

8 (0214) 51 95 87

 

Центр здоровья молодёжи «Диалог»

 

г. Новополоцк,

ул. Калинина, д. 5

пн, чт 07.40-20.00

вт, ср 07.30-18.20

пт 07.30-16.00

8 (0214) 51 90 90

 

Центр здоровья подростков и молодежи «Надежда»

г. Орша, ул. Пионерская, д.15

пн, чт, пт

08.00-12.00

вт, ср 12.00-16.00

8 (0216) 51 17 21

 

Центр, дружественный подросткам «Откровение»

г. Полоцк,

ул. Е. Полоцкой, д. 18

пн-ср 08.00-16.30

чт, пт 08.00-18.20

8 (0214) 46 76 55

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г.Витебск, ул.Чкалова,

д.14 В

пн, вт, пт

14.00-20.00

ср, чт 08.00-16.00

8 (0212) 37 24 50

8 (0212) 60 18 05

 

Психологическая помощь семье несовершеннолетнего

УЗ «Новополоцкая центральная городская больница»

г.Новополоцк,

ул. Гайдара, д.4

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0214) 50 62 70

8 (0214) 50 63 53

 

ГУО «Социально-педагогический центр г. Новополоцка»

г.Новополоцк,

ул. Калинина, д.14

Пн, пт 08.00-17.00

вт, чт 08.00-19.00

ср 08.30 -19.00

8 (0214) 51 90 52

8 (0214) 51 95 87

 

Содействие в трудоустройстве

Управление по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого горисполкома

г. Новополоцк, ул. Молодёжная, д.74

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0214) 75 17 71

 

Правовая и социальная помощь

ГУО «Социально-педагогический центр г. Новополоцка»

г.Новополоцк,                ул. Калинина, д.14

пн 08.00-18.30

вт, чт 08.30-19.00

ср, пт 08.30-17.00

8 (0214) 51 90 52

8 (0214) 51 95 87

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения» (для законных представителей)

г. Новополоцк, ул. Парковая, д.20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

8 (0214) 52 28 79

8 (0214) 52 46 88

 

 

Иная помощь

Витебская областная организация БОКК

Руки помощи

г.Витебск,

ул. Правды, д.18

пн-пт

с 08.30 до 17.00

8(0212) 36 61 34

8(0212) 36 41 33

 

Горячая линия (по безопасному выезду за рубеж, противодействие сексуальному насилию, в том числе в сети Интернет)

--

ежедневно с 08.00 до 20.00

8 801 201 5555

звонок бесплатный

 

Детская телефонная линия

--

круглосуточно

8 801 100 1611

звонок бесплатный

 

Информационный ресурс

--

круглосуточно

www.kids.pomogut.by

 

Телефон «доверия» Новополоцкого психоневрологического диспансера

г.Новополоцк,

ул. Гайдара, д.4

пн, вт, ср, пт 

с 8.00 до 20.00

чт с 08.00 до 16.30

8 (0214) 50 13 97

 

Телефон «доверия»

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения»

г. Новополоцк,

ул. Парковая, д.20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0214) 75 85 09

 
свернуть

Информация о кризисной комнате

  Государственное учреждение

«Новополоцкий территориальный центр

 социального обслуживания населения»

 

 

- Если Вы подвергаетесь домашнему насилию.

-Если Вам необходима эмоциональная поддержка в трудной жизненной ситуации.

- Если Вам необходим временный приют.  

Для Вас работает

«Кризисная комната»

 

Услуга временного приюта предоставляется круглосуточно, бесплатно

Будние дни с 8:00 до 17:00 обращать по телефону

 8-(0214)-52-34-54

8-(0214)-52-50-07

Телефон: 102-круглосуточно

свернуть

Телефон "ДОВЕРИЕ"

- Если Вы подвергаетесь домашнему насилию. - Если Вам необходима эмоциональная поддержка в трудной жизненной ситуации. - Если не с кем поделиться своей проблемой Для Вас работает телефон «ДОВЕРИЕ»
развернуть

Государственное учреждение

«Новополоцкий территориальный центр

социального обслуживания населения»

 

- Если Вы подвергаетесь домашнему насилию.

- Если Вам необходима эмоциональная поддержка в трудной жизненной ситуации.

- Если не с кем поделиться своей проблемой

Для Вас работает

телефон «ДОВЕРИЕ»

 

Консультативно-психологическая помощь осуществляется бесплатно и анонимно.

 

 

Мы гарантируем:

- Профессионализм

- Ответственность

- Безопасность

 

8-(0214)-52-34-54

Время работы:

С 8:00 до 17:00

Суббота, воскресенье выходные дни

свернуть

Профилактика насилия

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

«Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Ст.2

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия. Насилие имеет разные проявления. Выделяют несколько видов насилия в семье:

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т.д.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.

В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).

Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг.

О выходе из насильственных отношений

Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение - они делают это все время:

• Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.
• Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.

• Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).

• Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.

 Не молчите, если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия - общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

телефон доверия для детей и подростков (+375-17) 246-03-03

Новополоцкий ГОВД обращается к горожанам с просьбой: если вы стали жертвой домашнего насилия или вам известно о фактах насилия в отношении других людей, сообщайте об этом по телефонам

53-02-02, или102

324-27-02 (Velcom),

598-40-05 (МТС)

(звонки бесплатные, анонимность гарантируется).

****************************************************

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

     Поведение взрослых, направленное на достижение власти и контроля, называется насилием над малышами в семье. Наиболее частыми жертвами агрессивных действий взрослых являются дети. Жестокость к ним нередко проявляется негативным отношением родителей и остальных членов семьи. 
      
     К насильственным действиям относят избиение, запугивание, принуждение к сексуальным контактам, изоляцию от других людей. Насилие над малышами или детьми старшего возраста – это правонарушение или преступление, которое совершает один или несколько членов семьи. Все виды насилия вредят психическому здоровью ребенка.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ НАД МАЛЫШАМИ В СЕМЬЯХ:

     1. Взрослые в детском возрасте пережили насилие, а также испытывали недостаток эмоционального тепла.    
     2. Ребенок очень похож на нелюбимого человека.   
     3. Малыш был нежеланным, случайным.   
     4. У ребенка плохой аппетит, нарушения речи.  
     5. Малыш не слушается родителей.  
     6. Родители склонны к «железной» дисциплине и воспринимают неправильное поведение детей как обиду в свой адрес. Такие родители, как правило, предъявляют очень высокие требования к своим малышам.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НАСИЛИЯ В СЕМЬЯХ:

     К этому виду относится целенаправленное нанесение телесных травм и повреждений малышу, сознательное лишение возможности передвигаться или менять месторасположение, еды, одежды, комфортных условий для развития и жизни, которые угрожают его жизни, вызывают нарушения здоровья. 
     К методам физического насилия относят следующие: 
     • пощечины; 
     • толкания; 
     • обжигание тела малыша горячими предметами; 
     • удушение; 
     • удары; 
     • бросание в малыша различных предметов; 
     • угроза оружием; 
     • удерживание ребенка без еды, питья и одежды.

ВНЕШНЕ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМИ ПРИЗНАКАМИ:

     • Наличие наружных повреждений: отпечатков от ударов ремнем, ожогов от сигарет и прочих. 
     • Повреждения во внутренних органах, не являющиеся последствиями несчастного случая. 
     • Травмы в области головы, туловища и шеи. 
     • Наличие царапин и ссадин. 
     • Наличие синяков, гематом, кровоподтеков различных размеров.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЫША, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАСИЛИЯ:

     • Страхи перед контактами со старшими, главным образом физическими; 
     • Утаивание причин получения травмы; 
     • Ребенок часто плачет по любому поводу; 
     • Агрессивность; 
     • Жестокость по отношению к животным; 
     • Отсутствие друзей; 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛИЯ НАД МАЛЫШАМИ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА:

     Привлечение детей любого возраста по их согласию или без него к сексуальным контактам со взрослыми называется сексуальным насилием. Наличие детского согласия на контакт - это не основание относить его к категории ненасильственных действий.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ:

     • Кошмарные сновидения; 
     • Появление страхов; 
     • Плохое настроение; 
     • Заниженная самооценка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НАД МАЛЫШАМИ:

     Представляет собой воздействие на малыша психологического характера, повторяющееся периодически или продолжающееся длительное время. Такое поведение взрослых унижает ребенка, является причиной появления обид, страхов, неуверенности в собственных силах, задержки личностного развития и появления нарушений в формировании характера.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАЛЫШЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ:

     • Принуждения к выполнению унизительных действий; 
     • Нанесение вреда животным, которых любит малыш; 
     • Критика ребенка; 
     • Словесные угрозы; 
     • Замечания, сказанные в унизительной и обидной форме; 
     • Грубое психическое воздействие, которое вызывает психологические травмы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ:

     • агрессия; 
     • задержка психического развития; 
     • нервные тики, ночное недержание мочи; 
     • постоянный удрученный и грустный внешний вид; 
     • соматические заболевания.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДЕТСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ВИД НАСИЛИЯ:

     Если родители не придают значения потребностям своего ребенка, то это сильно нарушает его эмоциональное состояние, несет угрозу для здоровья и развития.

ОСНОВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СЧИТАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

     • питание ребенка, не соответствующее возрасту; 
     • недостаточное количество одежды, соответствующей размеру ребенка; 
     • отсутствие нормального жилья; 
     • отсутствие факта обучения малыша в соответствии с возрастом; 
     • отсутствие оказания медицинской помощи ребенку; 
     • отсутствие внимания и заботы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛЫША, ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ:

     • постоянное чувство голода; 
     • санитарно-гигиеническая запущенность; 
     • кражи еды; 
     • низкий уровень самооценки; 
     • агрессия, импульсивность.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ:

     Насилие над ребенком причиняет ему огромный вред и становится причиной формирования следующих особенностей характера и поведения: 
     1. Беспокойство, тревожность; 
     2. Нарушение сна; 
     3. Плохой аппетит; 
     4. Длительное угнетенное состояние; 
     5. Агрессивность и жестокость; 
     6. Страх возвращения домой; 
     7. Страх за свою жизнь; 
     8. Стремление к одиночеству; 
     9. Конфликтность; 
     10. Несформированность социальных навыков; 
     11. Ложь. 
     Жестокое отношение к детям воспитывает в них необразованность. Они вырастают социально дезадаптированными личностями, которые в будущем не могут нормально работать, создавать семьи, становиться хорошими родителями. Главное негативное последствие насилия над малышами - насилие порождает новое насилие. 
     Ребенок, который растет и развивается в условиях насилия, воспринимает такое поведение взрослых как норму. Когда он вырастет и станет родителем, он также будет применять насилие по отношению к собственным детям.

КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ?:

     Если у вас нет времени заниматься своим ребенком – не заводите их вовсе. Никто не сможет хорошо заботится о ваших малышах, кроме родителей. Не обвиняйте малыша. Попробуйте изменить себя. Подумайте, что значит быть хорошим родителем, начните прямо сейчас заботиться о своих детях. Заботиться – значит быть внимательными к ребенку. Родители отвечают за то, каким растет их малыш и как он себя ведет. 
     Никогда не поздно научить малыша уважать, ценить себя, воспринимать себя как полноценную личность. Никто не имеет права унижать, вести себя жестоко по отношению к вашему крохе. Научитесь слушать и понимать своего ребенка. 

Любите своих детей! Будьте нежными родителями, замечайте и уважайте их, целуйте и обнимайте, находите время для совместных игр, прощайте мелкие шалости, доверяйте своим малышам.

свернуть

Половая неприкосновенность

Уважаемый взрослый!
 
Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":
 
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;
- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- отсутствие целей и планов на будущее;
- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- пессимистическая оценка своих достижений;
- неуверенность в себе, снижение самооценки.
 
 
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.
 
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:
 
- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
 
- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
 
- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
 
- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
 
- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
 
- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть